День рождения – праздник неоднозначный: и веселый, и грустный одновременно. А, если день рождения - еще и юбилей, то событие превращается в стрессовую ситуацию. Юбилей – это не рядовой праздник, юбилей – это своеобразный отчет, подведение итогов, возможность оценить свои поступки, желание поделиться планами на будущее. В начале февраля свое пятидесятилетие отметила Наталья Шор, директор Культурно-досугового центра «Сода» г.Стерлитамак и руководитель Образцового коллектива «Театральная школа «Бенефис». Если более точно, то день рождения у Натальи Яковлевны 3 января, но кто же вспомнит об этом сразу, после празднования Нового года. Вот и пришлось отложить на месяц…
«Сегодня я попробую судить себя саму. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр», - такими словами из знаменитой сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» начала свой юбилейный вечер Наталья Шор. На этом юбилейном вечере не было пафоса, не было громких фраз и заявлений, не было звона медалей. По словам одной из зрительниц, это был вечер-откровение. По признанию другого участника: «Никогда раньше я не видел такого «социального» юбилея, когда виновник торжества в большей степени говорит о своей гражданской позиции, а не о званиях и наградах».
«Сегодня мне грустно, очень грустно. Мне грустно за мое поколение, начисто лишенное человеческого содержания. Всей душой ненавижу мою эпоху. Человек погибает в ней от жажды. Поймите, невозможно жить холодильниками, политикой, балансами и кроссвордами! Совершенно невозможно. Невозможно жить без поэзии, без красок, без любви. Нити любви, связывающие сегодняшнего человека с другими людьми и вещами, так не прочны, так тонки, что он уже не переживает разлуку, как в былые времена. В нашу эпоху разводов люди так легко расстаются и с вещами. Холодильники взаимозаменяемы. И дом тоже, если он не более чем набор удобных вещей. И жена. И вера... Человеческая пустыня... Мы, наконец, свободны. Нам отрубили руки и ноги, и позволили идти, куда хотим. Куда мы идем в эпоху всеобщего бюрократизма? К человеку-роботу, к человеку-муравью, к человеку, которого кормят поделками стандартной культуры, как быка сеном!» - эти слова, прозвучавшие в самом начале вечера стали определенным манифестом всего юбилея. Человек всегда стоит перед выбором: быть как все или выбрать свой индивидуальный путь. Наталья Шор удалось в этой жизни второе. Ей удалось сохранить в себе детское восприятие мира, открытость ко всему, умение сострадать. «Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, а на крыше его - голуби»,- они не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч»,- и тогда они восклицают: «Какая красота!». Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться. Дети должны быть очень снисходительны ко взрослым. Но мы, те, кто понимает, что такое жизнь, мы, конечно, смеемся над номерами и цифрами!» Появление на сцене более пятидесяти воспитанников Театральной школы «Бенефис», буквально, растрогало весь зал. Мальчишки и девчонки от 4 до 17 лет сначала представили небольшой поздравительный номер-капустник, где пытались выбрать для своего руководителя подарок: конфеты не любит, шампанское не любит, стихи все равно лучше нас читает… А затем зрители увидели небольшой ролик о театральной школе под песню Юрия Шевчука «Это все, что останется после меня». И было слышно, как «шмыгают носы» и у тех, кто сидел в зале, и у тех, кто стоял на сцене…
«Кем бы ты ни стал в этой жизни, чего бы ты не добился, надо всегда помнить свои корни». И Наталья Шор из Маленького принца преображается в торговку гусями из рассказа Шолом-Алейхема. «В прошлую Хануку у меня, не про вас будь сказано, не про меня будь сказано, ни про кого не будь сказано, случилась беда с удачей вместе. Можете послушать! Такая история случается раз в тысячу лет! Я вот уже двадцать с лишним лет торгую гусями и пасхальным салом, а такой истории, знаете ли, со мной не случалось». И перед глазами зрителей разворачивается история «маленького человечка» со своими бедами, радостями и тревогами. Наталье Шор удается «ловко» превратиться из мальчика, странствующего по планетам в поисках друга, в базарную тетку, для которой ее дети, муж и гуси – это и есть вся вселенная. «Когда еврейские беды сгоняют нас в одно место, вся наша отрада в том, что мы изливаем один перед другим всю горечь исстрадавшегося сердца, вместе сетуем над бездомностью благодати, скорбим о судьбе несчастной, исхлестанной «клячи», то есть народа нашего, - а уж если, с божьей помощью, иногда на проводах царицы субботы хлебнем по малости вина, нам становится так весело, так весело, что слезы льются из глаз…». И смех, и слезы вызвала героиня Наталья Шор, получив в последствие поздравления и от раввина Дана Кричевского, и от еврейской общины Стерлитамака в лице ее председателя Апеляста Бориса Шоломовича, и от воскресной еврейской школы Уфы. Элегантный подарок преподнес виновнице торжества Народный артист Республики Башкортостан Владислав Муртазин, исполнив ноктюрн Шопена.
Наталья Шор продолжала откровенничать: «Мой первый театр – Стерлитамакский русский драматический театр. Театр, который сделал из меня хорошую актрису – Театр для детей и юношества города Темиртау. Именно там я поняла и почувствовала всю суть актерской профессии». Прозвучали добрые слова коллег в видеопоздравлениях от театров Темиртау и Сарапула. А Наталья Шор опять меняет образ и появляется в шикарном вечернем платье роковой красоткой. «Крутится, верится над головой» - зал подпевает слова известного шлягера. Без лишней патетики именинница вызывает на сцену своих друзей и коллег. Начальник отдела культуры г.Стерлитамака Зуфар Зиннатуллин и начальник отдела культуры Стерлитамакского района Ирина Синебухова, представители Министерства культуры Республики Башкортостан. Композитор и музыкант Сейдаш Сесенбаев, человек-оркестр, написавший музыку ко многим спектаклям, которые были поставлены Натальей Шор. Директор Детской школы искусств Ольга Воронова и преподаватель по классу фортепиано Ирина Зарубина, с которыми были осуществлен один из первых творческих проектов Натальи Шор, спектакль «Кафе поэтов». Преподаватели Башкирского республиканского техникума культуры Лариса Багурина и Вера Шангина, председатель горкома профсоюза работников культуры Наталья Клочкова, руководитель службы социального развития АО «БСК» Татьяна Карпенко, руководитель городского рок-клуба Вячеслав Гнусин, директор картинной галереи Лилия Ахметова.
«Кем бы ты ни стал, чего бы ты не добился в жизни, главное – это семья», - продолжает Наталья Шор, - «К сожалению, за последние несколько лет моя семья стал маленькой. Не стало моей мамы, которая научила меня профессии администратора. Не стало моего мужа, который научил меня актерскому и режиссерскому ремеслу. Но у меня есть папа, брат и мои дети, которые ещё ни разу не дали мне повода огорчиться. Для любой матери радостно, когда дети счастливы, здоровы и достигают поставленных целей. Вдвойне радостнее, когда дети идут по твоим стопам!» Юная Мария Синина, дочь именинницы и студентка Свердловского колледжа искусств и культуры, очень вдохновенно и эмоционально исполнила монолог Сонечки Марины Цветаевой. А затем и сама Наталья Шор исполнила песню «Мамины глаза», в финале которой на сцене появился ее сын, Евгений Синин, студент исторического факультета Московского педагогического университета. «Я никогда не мечтала быть актрисой и режиссером, я очень увлекалась историей и археологией. Видимо, мои увлечения перешли к сыну».
Сегодня Наталья Шор – директор Культурно-досугового центра «Сода» и руководитель Образцового коллектива Театральная школа «Бенефис». Она ставит спектакли, сама выходит на сцену как чтец, актриса и певица, более десяти лет занимается драматургией, пишет пьесы, которые ставятся в театрах России и Ближнего Зарубежья, является членом Гильдии драматургов России, увлекается фотографией, организует свои фотовыставки.
«О, не лети так, жизнь, на миг хоть задержись.
Уж лучше ты меня калечь, пытай и мучай.
Пусть будет все — тюрьма, болезнь, несчастный случай.
Я все перенесу, но не лети так, жизнь».
Знаменитое стихотворение Леонида Филатова, прозвучавшее в финале вечера, вызвало слезы у большинства находившихся в зале. И бегущие на сцену «бенефисята», задушившие своего руководителя в объятиях. Видимо, ради этого и стоит жить…