23 Хешвана 578317 ноября 2022
Уфа, ул. Блюхера, 1/1

13 апреля в Лаборатории политического кино БАГСУ состоялся просмотр и обсуждение документальной киноленты «Квартира». Единственный кинопоказ фильма израильско-немецкого режиссера Арнона Гольдфингера прошел в кинотеатре «Родина» в рамках недели немецкого кино.

Режиссер фильма – Арнон Гольдфингер, после смерти своей 98-летней бабушки, снимая на камеру семейный процесс разбора вещей, которые десятками лет хранились в тель-авивской квартире, еще не предполагал, к каким удивительным открытиям и неизвестным подробностям это приведет...

В далекие 30-е годы его бабушка и дедушка – Герда и Курт Тухлеры, эмигрировали в Палестину из нацистской Германии. Среди антикварных предметов, многочисленных писем, книг и фотографий разных периодов их жизни, автор обнаруживает старую геббельсовскую газету «Ангрифф» со статьей барона Леопольда фон Мильденштайна и задается вопросом, зачем его родным понадобилось хранить ее долгие годы.

Необычная находка становится началом расследования Арнона Гольдфингера, в ходе которого он узнает о странной дружбе двух пар – Тухлеров и Фон Мильденштайнов, которая продолжалась и после окончания войны. В попытке разгадать, что связывало сиониста и члена национал-социалистической партии, режиссер приоткрывает завесу над неизвестными страницами прошлого его родных, а история постепенно переходит границы семейной и перерастает в общечеловеческую драму, наводя на непростые размышления о лжи и правде, поиске, памяти и безразличии к прошлому.

Награды: приз за лучший монтаж в документальном фильме на всемирном конкурсе документального кино кинофестиваля Tribeca (2012); гран-при и приз FIPRESСI Краковского фестиваля (2012); лучший документальный фильм (Торонто, 2012); премия Израильской академии кино «Офир» за лучший документальный фильм.

После просмотра фильма модератор мероприятия Сергей Николаевич Лаврентьев открыл дискуссию: «Фильм очень чувствительный и сложный. Я думаю, если каждый из нас вглядится в биографию своих родственников, то тоже обнаружит массу вещей, известных и неизвестных».

Первой поделилась впечатлениями гостья киносеанса Кристина: «Я проработала год волонтером в Мемориальном комплексе «Бухенвальд» (ФРГ), поэтому эта тема мне знакома. Я занималась темой преследования евреев и культурой памяти. Информация из фильма для меня новая – я еще не встречалась с такими историями. История дружбы Тухлеров и Мильденштайнов поражает. Очень сложно собраться с мыслями. На мой взгляд, Арнон Гольдфингер не очень деликатно подходил к немецкой стороне, которую представляла Эдда. Культура памяти для обеих сторон – это очень тонкая материя и для немцев, и для евреев. Для всех народов».

Сергей Николаевич дополнил выступившую своим рассказом: «Одно дело кино о войне, о немцах и их преступлениях. Другое, когда встречаешься с людьми, которые жили в это время в Германии. Когда я был в Германии, мы оказались в доме известных предпринимателей в районе Бонна. Естественно, когда сидишь в их доме, смотришь альбомы, то это очень этически напряженный момент. Они относятся к родственникам как к родственникам. И это все человеческие отношения. Я не думаю, что здесь Арнон Гольдфингер неделикатно поступил. Он даже не все сказал. Он даже ничего не сказал. Он просто принес документ. Ты вроде ни за что не отвечаешь, что было в прошлом, а какую-то ношу историческую несешь. Не ты виноват, что было там. А тебе неудобно, стыдно, чувствительно».

Политолог Николай Евдокимов высказал о фильме свое мнение: «Меня фильм тоже поразил и где-то удивил рассказом о такой частной истории семьи. Два момента здесь бросаются в глаза. В самом начале, когда оказывается, что в обычной еврейской семье большинство членов семьи не знают ее историю. Это видно на примере матери режиссера. И второй момент – режиссер много времени уделил поиску архивных данных о Леопольде фон Мильденштайне, но о своих родственниках он ничего не рассказывает подробно, об их жизни до и после войны. В фильме режиссер раскрывает это только с помощью объяснения о психологической зависимости и тяге к Германии, которое было дано специалистом по нацистской истории».

Далее Сергей Николаевич подметил интересную деталь из фильма: «Когда Арнон Гольдфингер беседовал с подругой своей бабушки, она сказала: «А что мне там делать? Я израильтянка». Приехав, они так и не стали израильтянами. Как и много русских евреев, приехав в Израиль, не становятся израильтянами. Это внутренний вопрос и вопрос национальной идентичности».

Частый гость кинолаборатории режиссер Радик Нажипович Кудояров рассказал зрителям о своем видении фильма: «Арнон Гольдфингер пытался  понять и узнать историю своей семьи, посвятив этому себя. Он рассказывает историю маме, прежде всего. В Германии это до сих пор сложная тема для немцев во втором и третьем поколениях, которые не имеют к произошедшему никакого отношения. Чувство вины у них присутствует. У меня сложилась долгая история общения и с немецкими евреями, когда я работал и в Нью-Йорке. Это были известные люди, некоторые из них пережили Холокост. Эрнст Мишель прошел 12 лагерей и рассказал мне чудовищную историю, как застал живодера доктора Йозефа Менгеля. Мне по-человечески близка эта история и то, как режиссер пытался понять и познать эту историю».

Дан Кричевский, главный раввин по Республике Башкортостан и гость Лаборатории, поделился своими впечатлениями: «Фильм действительно хороший, я хочу поддержать предыдущего выступающего, я действительно удивился поискам внука. Мой дедушка живет в Израиле, ему 96 лет, и я начинаю думать: «Что останется после его ухода из жизни?» Он рассказывает и, все же, многое скрывает. Это поколение, которое не все рассказывает. Непросто выразить все, что чувствуешь сейчас. Просмотр кинокартины полезен для юного поколения, необходимо, чтобы они видели не только экшн, но и смотрели такие фильмы».

«Мне совсем не удивительно, что они ничего не рассказывают. Шторы, которые поднимаются, старые израильские шторы, я помню такие же у своей бабушки. И она тоже ничего не рассказывала. Ее семью убили. Только мама чуть-чуть начала рассказывать. Поэтому то, что они рассказывают в фильме, может сохранить им жизни, их будущее как нормальных людей», – дополнила Хана Кричевская.

В заключение Лаврентьев Сергей Николаевич подвел итог непростым размышлениям зрителей: «Когда начинаешь заниматься историей, она уже не отпускает. И память о погибших людях в лагерях все равно есть. Мы видели в одном эпизоде, как родственники эту память зафиксировали. Это может сделать каждая семья».