Премьерой спектакля «Х знает» открылся в первой декаде ноября Малый зал
театра-студии «РеспубликаХ». Участники театра и создатели постановки -
выпускники Всероссийской студии творческого развития «Оперение»,
которую в Уфе основал Константин Хабенский. В основу «Х знает» легли
произведения писателя Александра Цыпкина «Снег», «Окно» и «Мышки по
норкам». В торжественном открытии Малого зала «РеспубликиХ» приняли
участие сам писатель, основатель проекта «БеспринцЫпные чтения», и
известный актер театра и кино Максим Матвеев. Они высоко оценили работу
юных студийцев, а в эксклюзивном интервью Максим Матвеев рассказал о
своих ощущениях от увиденного.
- Максим, большое спасибо, что нашли время, чтобы приехать в Уфу.
Что Вы можете сказать о спектакле «Х знает»?
- Я был очень впечатлен посещением этого театра и восхищен работой ребят.
Сравнивая их с собой в этом возрасте, я ловил себя на некоторой зависти,
потому что у меня в их лета не было столько смелости и по-хорошему
наглости, осознанности пребывания на сцене, получения такого
удовольствия от игры. А они, мне кажется, очень сильно кайфуют от того, с
каким материалом им приходится работать и того, что они делают на сцене.
Все это – благодаря их педагогам и им самим. Я рад, что мне удалось это
увидеть, и что подобный театр существует. Это здорово! Могу пожелать им
успеха, удачи и двигаться в том же направлении!
- Расскажите, пожалуйста, о своем сотрудничестве с писателем
Александром Цыпкиным в проекте «БеспринцЫпные чтения».
- Мы с Сашей познакомились несколько лет назад на съемках фильма Анны
Меликян. С тех пор он развивал свой проект «БеспринцЫпные чтения», и я
тоже, волей случая, попал в него. Прочитал несколько его рассказов со
сцены, и с тех пор наше сотрудничество стало более тесным. Хочется верить,
что оно будет продолжаться, потому что этот проект имеет для меня большое
значение. Материал, с которым приходится сталкиваться, свежий, а это дает
большой творческий прилив, мотивацию. Те писатели, которые
объединяются вокруг проекта, поразительно видят окружающий мир. И с
этим по-человечески любопытно соприкасаться, впитывать, заново осознавая
жизнь. Они все разные: и Александр Снегирев, и Саша Маленков, и Цыпкин,
и Александр Филипенко, и многие другие. Их объединяет позитив, легкость,
юмор, ирония и невероятная глубина. И в творческом плане это для меня
важно, ведь есть возможность выйти на сцену и побыть абсолютно разными
персонажами в рамках одной истории.
- Сейчас, когда Вы стали очень узнаваемым актером, вспоминаете ли о
своих Светловских и Саратовских корнях?
- Конечно, вспоминаю, куда же без корней-то! Мне кажется, для любой
творческой профессии детство – это мощный ресурс, к которому мы все
возвращаемся. Для актеров все постройки ролей берут начало именно оттуда,
от корней. В последнее время все родственники в Светловске – сестра и тетя,
часто бывают в Питере. Поэтому мы не можем не вспоминать тот период
жизни. Недавно я был в Саратове, и продолжаю туда приезжать. Так что, для
меня это большой источник вдохновения и осмысленности в жизни.
- Вы окончили театральный факультет Саратовской государственной
консерватории им. Собинова. Что Вам дало обучение в этом
прославленном учебном заведении? Подготовило ли оно к поступлению
в Школу-студию МХАТ?
- Я в своей жизни, до определенного времени, не планировал быть актером.
Буквально, вплоть до поступления. Поэтому, не понимал, куда поступаю, к
кому, и какие заслуги у этого человека. Я имею в виду Валентину
Александровну Ермакову, моего первого мастера, народную артистку СССР.
У нее учились и Евгений Миронов, и Галина Тюнина. Она выпустила
множество прекрасных спектаклей и талантливейших учеников. Я этого при
поступлении не осознавал, потому что до этого был в театре только один раз,
в девятом классе. Возможно, это дало какую-то свежесть восприятия. И
учеба у Валентины Александровны в консерватории дала понимание, во-
первых, того, что учеба – это большущий труд. Она любила повторять, что
успех – это 10 % таланта, и 90% работоспособности. Эта формула до сих пор
сидит в моей голове. Во-вторых, благодаря учебе, я понял, что профессия
актера имеет свое большое достоинство, которое важно пронести через всю
свою творческую биографию.
Конечно, обучаясь в Саратовской государственной консерватории, я хотел
поехать учиться в Москву, попробовать себя в другой школе. Оказалось, что
там, действительно, все по-другому. Если в Саратове у нас была один педагог
по мастерству актера, то в Школе-студии МХАТ у тебя было девять
педагогов! Поначалу это дестабилизировало, потому что в Москве ты
начинал делать вещи, которыми вообще не занимался в Саратове. Теми же
этюдами, наблюдениями за предметами, животными. Но в этом же есть
крутая игровая природа. Собственно, Олег Павлович Табаков обратил на
меня более пристальное внимание после того, как я показал пуделя в первом
полугодии на экзамене по мастерству актера, на массовом этюде «Выставка
собак». И после этого показа я был приглашен попробовать свои силы на
сцене профессионального театра. Так что учеба в Москве стала другим
опытом, к которому я подошел уже со своим небольшим жизненным
багажом, заложенным в Саратове.
- Вы – далеко не новичок в сфере благотворительности. Расскажите,
пожалуйста, о своем благотворительном фонде «Доктор Клоун».
- Как фонд, «Доктор Клоун» был основан несколько лет назад. А началось
все с достаточно спонтанного похода в больницу. Я, на тот момент,
заканчивал Школу-студию. К руководителю курса Игорю Золотовицкому
обратились из фонда «Подари жизнь». Они попросили, чтобы студенты
приготовили какое-то представление и показали детям в больнице. Игорь
Яковлевич обратился ко мне, мы создали инициативную группу и придумали
новогоднее представление. Пришли с ним в больницу, совершенно не
представляя то, в каких условиях будем играть. Мы были в узком коридоре, и
приходилось становиться на колени, чтобы дети, с высоты своего роста,
понимали, о чем идет речь. С тех пор, мы обзавелись контактами фонда,
волонтеров. Поговорили с медсестрами, и с их стороны было высказано
пожелание приходить к детям просто так, пообщаться, порадовать их.
Чуть позже нам позвонили из фонда и попросили помочь одной девочке. Она
лежала в госпитале Бурденко, ей была сделана сложная операция. Поскольку
ей стало сложно говорить, она совсем отчаялась, не общалась ни с
родителями, ни с волонтерами, все время лежала, отвернувшись к стене. И
они предложили нам… стать клоунами и прийти к этой девочке. Пришлось
срочно бежать, находить клоунские костюмы. Я до этого никогда не
подрабатывал ни клоуном, ни на елках. Но мы пришли, и, надо сказать, что
через полтора часа девочка уже водила нас по отделению, пыталась
разговаривать, знакомила с ребятами. По глазам ее родителей и волонтеров
мы поняли, что ту цель, которая была перед нами поставлена, мы выполнили.
С тех пор наши походы в больницу стали регулярными. Потом мы выяснили,
что в мире такое направление, как больничная клоунада, существует более
тридцати лет. Например, в Израиле, на базе Хайфского университета
существует факультет, где люди могут получить профессию больничного
клоуна и пойти на работу в больницу.
Мы стараемся тщательно обучать желающих стать докторами-клоунами.
Проводим ежегодную школу «Доктор клоун», где пополняем наши ряды
добрыми талантливыми людьми. На сайте у нас висят анкеты, все проходят
достаточно жесткий отбор с психологом, выявлением лидерских качеств. Мы
сотрудничаем со многими дружественными фондами, помогаем в их акциях,
они помогают нам. То есть жизнь достаточно насыщенная.
В чем заключается суть профессии? Нужно вспомнить свои детские страхи,
когда ты болел и был вынужден из дома поехать в больницу. Это состояние
достаточно стрессовое, когда человек выдергивается из привычной ситуации
и погружается в абсолютно новую, с белыми стенами и незнакомыми
людьми. Вкупе с медицинскими манипуляциями, это влияет на накопление
стресса. Его называют «Синдромом госпитализма». Это негативно влияет на
состояние. И мы знаем, что, несмотря на неблагоприятные прогнозы, только
благодаря вере в благополучный исход, человек может поправиться. Чтобы
поддержать эту веру в ребенке, вернуть ему власть над окружающей
действительностью, и нужен Доктор клоун. Да, он не лечит в медицинском
плане, но занимается адаптацией ребенка и поддержанием его интереса к
жизни и выздоровлению. Еще наши доктора-клоуны работают на процедурах
и отвлекают ребенка от стресса во время различных манипуляций врачей.
Меня до сих пор поддерживает мысль, что, если моя профессия, которой я
учился семь лет, может приносить такой видимый терапевтический эффект,
то этим обязательно нужно заниматься.
- Студии творческого развития, основанные Константином Хабенским,
направлены на помощь онкобольным детям. Как Вы думаете, осознание
этой миссии юными студийцами возлагает на них большую
ответственность, или дает возможность стать более чутким к проблемам
других людей?
- Думаю, и то, и другое. Ответственность и чуткость – важные аспекты
воспитания юных людей, не только творческих. «Игры победителей» - это
акция, которую устраивает фонд «Подари жизнь». Это всемирные
спортивные игры, в которых участвуют дети, победившие рак. Я люблю на
эти игры брать с собой сына. Мне кажется, это очень важный для него
момент, потому что вижу, как он становится более внимательным со своим
ровесникам, которые ограничены, в силу прошедшей болезни, либо в
движении, либо в коммуникации. А, поскольку на этом мероприятии царит
хорошая игровая атмосфера, то можно многое понять и о себе, и об
окружающих. Легко пойти на контакт с людьми и найти общий язык. А для
юных людей, коими являются мой сын или студийцы из «Оперения», это
очень важно для становления личности – быть внимательными по
отношению к людям.
- Вам часто доводится играть в исторических фильмах, воплощая героев
разных эпох. Какие исторические времена играть понятнее для Вас, как
для актера? Или исторический период не имеет значение, важно только
видение режиссера?
- В фильмах имеет значение даже не видение режиссера, а материал и
персонаж. Не важно, в какой исторической эпохе он находится. Если
персонаж тебе понятен, тогда вперед! И неважно, когда он живет – в
первобытные времена, средневековые или современные. Если у тебя есть
общая с персонажем тема; мысль, которую ты хочешь с его помощью
передать на экран зрителю, - дерзай. Это, мне кажется, самое главное. Потом
к этому плюсуется нахождение общего языка с режиссером и т.д.
- Какие из последних по времени ролей в театре стали для Вас
значимыми?
- Самая последняя - спектакль «Кинастон» в театре О.П.Табакова. Для меня
это было любопытно, значимо и этапно. Во-первых, потому что роль была
предложена в театре, к которому я очень трепетно отношусь. Если
возвращаться к саратовским корням, Валентина Александровна с большим
уважением относилась к этому театру, Олегу Павловичу и его артистам. И
мы были воспитаны на том, что театр Табакова – это некий образец.
И, потом, передо мной стояла амбициозная задача. Когда читаешь сценарий и
понимаешь, что тебе сначала нужно сыграть Дездемону, потом – самого
артиста, а потом – Отелло, это же здорово! Кто за такое не возьмется?!
Материал – настоящий подарок, который хотелось реализовать и воплотить
на сцене. Это не то, чтобы преодоление, но расширение своих возможностей.
Любая роль, если она интересна и рождает в тебе творческие позывы –
постижение себя с новой стороны. Хороший тренаж, расшатывание своих
возможностей. Как раз та возможность театра, о которой говорил Олег
Павлович.
- Сейчас Вы можете себе позволить отказываться от неинтересных
предложений в кино?
- Я и раньше мог себе это позволить (смеется). Может, в меньшей степени, но
старался от совсем трэшовых предложений отказываться. Я убежден, что
любая деятельность (может, в творчестве это так явно выражено) должна
происходить в свое удовольствие. Ты должен гармонично в ней
существовать. Если что-то идет не так, у тебя не рождается творческая
мотивация, с этим нужно заканчивать. Потому что любая работа должна идти
на волне, от чистого желания и предвидения результата. Нельзя идти вопреки
своей интуиции и желанию, пересиливая себя. Мало того, что это приведет к
плохому результату, еще разрушит тебя внутренне, по-человечески. Только
удовольствие!
- Сможем ли мы увидеть Вас в Уфе на более длительное время?
Например, на презентации премьеры фильма?
- Я бы с удовольствием, конечно! Мне у вас очень понравилось! Сейчас я
закончил съемки у Андрея Кравчука в фильме «Союз спасения» о
декабристах. Судя по серьезности процесса, мы будем показывать фильм по
всей стране. И надеюсь, что я вновь смогу приехать в Уфу!
Элла Молочковецкая