4 Хешвана 57855 ноября 2024
Уфа, ул. Блюхера, 1/1
9 декабря в Еврейской воскресной школе состоялся премьерный показ
спектакля «Красная каска» по одноименной пьесе Керен Климовски.
Драматург – наша соотечественница, которая успела пожить и поучиться в
России, Израиле, США. Сейчас она живет в г.Мальме (Швеция) и пишет
разножанровые произведения, неизменно затрагивающие проблемы
основной целевой аудитории, а именно – подростков.
 
За последние несколько лет ее драматургия стала ставиться и в Уфе.
Достаточно назвать пьесу «Дыня», завоевавшую первое место на конкурсе
«Маленькая ремарка» и утвердившуюся на показах в Уфимском ТЮЗе. В
первом из них, в роли отца выступил Владимир Иванович Горбань. Помимо
актерской стези, он является руководителем театральной студии при
Еврейской воскресной школе. Его изучение драматургии Климовски было
продолжено в качестве режиссера-постановщика «Красной каски».
 
Пьеса эта,- своеобразный перевертыш на тему «Красной шапочки»,
непростая как в прочтении, так и в исполнении. Помимо явных, в ней
множество скрытых, временами, фрейдистских смыслов.
 
За то, что непрофессиональный коллектив, состоящий, в-основном, из
подростков, взялся за полномасштабный (он идет час реального времени)
спектакль – уже огромный респект его создателям. Помимо режиссера, это
хореограф Юлия Бородина и звукорежиссер Иван Шапочко. Поставленные
балетмейстером танцы и пластические решения сразу задают верный тон
действию, не позволяющему скатиться в гиперреалистическую историю о
девочке-изгое.
 
На самом деле, главное героине Лизе (Даша Смагина) почти уютно и
спокойно в выдуманном мире, с выдуманным же другом Волком (Арсений
Егоров). И только День рождения – 11-летие, на который не приходит никто
из одноклассников, дает острое ощущение дискомфорта. Родители (Папа –
Вдадимир Горбань, Мама - Евгения Васильева) в этом экзистенциальном
кризисе не подмога. Их жизнь, практически, никак не соприкасается с
причудливым миром дочери-подростка. Отец прямо признается, что боится
детей, а, особенно – свою родную дочь. Та же усиливает это чувство, с
первых минут надевая на голову подаренную любимой бабушкой (Элиза
Зайнетдинова) красную пожарную каску, и вызывая у отца приступ фобии.
 
Бабушка – единственный человек, ничего не требующий от главной героини.
Вместо пирожков, как положено в «Красной шапочке», она кормит девочку
(и Волка, неизменно присутствующего рядом с ней) блинами. Но и с
бабушкой Лиза не может обсудить насущные пугающие вопросы взросления,
требуя абсолютной, невозможной в реальном мире честности. А иначе –
девочка навсегда мечтает остаться маленькой, своеобразным Питером
Пеном.
 
Очень важно, что в спектакле отсутствует дидактичность и педагогический
нажим. Подростки говорят в нем так, как они общаются в жизни (имеются в
виду воспитанные подростки). Важные вещи проговариваются вскользь, на
бегу, как это принято сейчас. Существенные решения принимаются на
«слабо». Если раньше в пьесах о трудностях подросткового периода речь шла
о 14-15-летних, то теперь переходный возраст сильно сместился: уже в 10- 11
лет дети многое понимают и о многом размышляют.
 
Финал оказывается жестче, чем сказка. Бабушку не съедает Волк, она уходит
по другой причине. Лиза стремительно взрослеет. А Волк неожиданно
находит родственную душу. Но, чтобы не спойлерить, как говорят
современные подростки, финал раскрывать не будем. Читайте пьесу и
смотрите спектакль!
                                           
                                                                                Элла Молочковецкая