Рош-а-Шана
Рош-а-Шана – это День Суда над всеми обитателями Вселенной. В этот день определяется, что произойдет с человеком в течение наступающего года. Кроме того, о Рош-а-Шана говорится как о дне, посвященном воспоминанию о днях творения. Согласно традиции считается, что Рош-а-Шана является датой сотворения мира. В Торе это день называется также «Йом труа», то есть «день, когда звучит шофар». Таким образом, этот день приобретает все три значения: день обновления жизни, день шофара и день суда. Все аспекты праздника ярко проявились в праздновании Рош-а-Шана в Еврейской общине Башкортостана.
В детском саду «Бейт Барух» и школе «Ор Авнер» (Образовательный центр «Бейт Швидлер») занятия с начала сентября были посвящены тематике праздника. В детском саду «Бейт Барух» малыши готовили поздравительные открытки, оформляли книжки-раскраски, мастерили веселых пчелок и другие поделки к Еврейскому новому году. Чтобы он был сладким, пробовали мед с яблоками.
7 сентября состоялось совместное мероприятие школы «Ор Авнер» (Образовательный центр «Бейт Швидлер») и клуба «Золотой возраст». Школьники показали программу, состоящую из песен и стихов о празднике, после чего подарили пожилым людям наборы, состоящие из красиво упакованных яблок и меда. В клубе «Золотой возраст» заседание продолжилось рассказом о празднике, чтением стихов, пением песен. В гости пришли известные барды и поэты Александр Нежин и Валерий Русских. Они исполнили свои произведения и поделились впечатлениями о теплой, семейной атмосфере клуба. А в школе состоялся предпраздничное шабатнее занятие, где важная роль была отведена понятию Тшувы – раскаяния.
Поздно вечером 1 сентября в синагоге звучали молитвы покаяния, называемые Слихот. 9 сентября вечерней молитвой началась встреча праздника. С утра 10 сентября в ЕНКЦ-синагоге звучал Шофар, прошла посвященная празднику утренняя молитва Шахарит. А вечером 10 сентября состоялась торжественная встреча Рош-а-Шана, в которой приняла участие вся Еврейская община. Праздник начался с блока школы «Ор Авнер» (Образовательный центр «Бейт Швидлер»), ученики которой показали свою литературно-музыкальную композицию. В преддверии новогоднего трубления в шофар раввин Дан Кричевский рассказал о взаимосвязи истории об Аврааме и Ицхаке с этой важнейшей заповедью. Он подчеркнул, что раскаяние, благотворительность и добрые дела способны изменить тот приговор, который Вс-вышний выносит нам на это год, чтобы мы были внесены в Книгу жизни. Наступивший 5779-й год является високосным по еврейскому календарю, что означает удвоение месяца Адар, и, значит, радости. После прослушивания трубления в шофар, вся община произнесла ряд праздничных молитв.
Настал черед лотереи для детей, и ребята получили в подарок предметы иудаики, привезенные из Израиля. После праздничной трапезы, когда на столе были традиционные яблоки, мед, гранаты, рыба и другие угощения, на крыльце синагоги прошла церемония Ташлих, когда можно было буквально вытряхнуть свои прегрешения в воду при свидетельстве рыб.
Следующий день, 11 сентября, также был праздничным и посвящен молитвам.
Йом-Кипур
Йом-Кипу́р («День Искупления», на русский язык обычно переводится как «Судный День») — в иудаизме самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. Отмечается в десятый день месяца тишрей, завершая Десять дней покаяния.
Йом-Кипур считается наиболее святым и торжественным днём в году, его основная тема — искупление и примирение. Согласно религиозным предписаниям, в этот день запрещены не только работа (как в субботу и в другие праздники), но и приём пищи, питьё, умывание, наложение косметики, ношение кожаной обуви и половые сношения. Пост — полный отказ от еды и питья — обычно начинается за полчаса до захода солнца кануна праздника и заканчивается с наступлением вечера через сутки.
В детском саду «Бейт Барух» незадолго до праздника малыши в различных техниках делали поделки в виде курочек и петухов. Тем самым, вспоминали об обычае Капарот, обряде искупления, который в древности производили при помощи петуха (или курицы). В последнее время распространен обычай делать капарот при помощи денег, и особенно в случае, когда нет резника (чтобы сделать шхиту петуху).
В клуб «Золотой возраст» с поздравлениями и хорошими пожеланиями пришел раввин Дан Кричевский. Он подарил каждому участнику клуба общинный календарь на 5779 год.
В этом году канун Йом-Кипура пришелся на 18 сентября. В синагоге была организована трапеза перед постом. Все желающие могли посетить ритуальный бассейн - Микву, чтобы очиститься перед праздником.
Начало поста в этот день было ознаменовано вечерней молитвой «Коль нидрей». Следующий день, 19 сентября, был наполнен обязательными тремя молитвами, включающими поминальную молитву «Изкор» и молитву закрытия праздника «Неила». Специально на Йом Кипур в уфимскую синагогу был приглашен знаменитый кантор из Израиля Шмуэль Кришер.
Суккот
В Торе заповедано: «В кущах живите 7 дней…Дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской». С этого момента Суккот становится одним из важнейших праздников еврейского народа. На семь дней (а в диаспоре – восемь) мы забываем о домашнем уюте и стараемся максимум времени провести во временных пристанищах – шалашах, сооруженных по образу тех, в которых наши предки укрывались от зноя пустыни.
Накануне праздника, 20 сентября, занятия в детском саду «Бейт Барух» и школе «Ор Авнер» (Образовательный центр «Бейт Швидлер») были посвящены Суккоту. Воспитанники детского сада строили шалаши с помощью веток, украшали их и постарались накрыть красивые столы для трапезы. О Празднике Шалашей шла речь 21 сентября на заседании Клуба «Золотой возраст».
«Мы должны исполнить заповедь сидения в Сукке («Лешев ба Сукка»), чтобы вспомнить Б-жественное присутствие в пустыне», - сказал во вступительном слове на празднике Суккот, который состоялся в синагоге 23 сентября, раввин Дан Кричевский. После праздничной молитвы все спустились в специально построенный шалаш, чтобы услышать кидуш, отведать кошерных блюд и спеть любимые песни.
«Хотите пофлексить и хайпануть с еврейскими френдами? 23 сентября приходите на открытие EnerJew-Уфа. Изи чилл вам обеспечен» - гласило объявление о начале сезона подросткового клуба EnerJew. Не страшно, если вы ничего не поняли – главное, что юные энергичные участники клуба весело и радостно отметили наступление Суккота и новый, полный событиями, сезон.
24 сентября, первый день праздника, был отмечен благословением на четыре вида растений и появление первого гостя из Ушпизин – нашего праотца Авраама. В течение последующих дней Сукку должны посетить все остальные дорогие гости: Ицхак, Яаков, Моше, Ааарон, Йосеф и Давид.
Симхат-Тора
Праздник Симхат-Тора, который в Израиле отмечается в последний (восьмой) день Суккот, в странах рассеяния празднуется днем позже. В этот день завершается годичный цикл чтения Торы и сразу же начинается новый цикл.
Вечером 30 сентября, в канун Симхат-Тора, в синагоге прошла праздничная вечерняя молитва. Последний раз в этом году прозвучали благословения «Нетилат Лулав», и каждый желающий смог потрясти объединенными четырьмя видами растений. Раввин Дан Кричевский рассказал, что в этот день после захода солнца скрепляется печатью тот приговор, что был вынесен нам в Йом-Кипур. Во время праздничного ритуала Акафот извлеченные из синагогального Ковчега Завета свитки Торы семь раз обнесли вокруг бимы.
Утром 1 октября всех присутствующих мужчин вызвали к чтению Торы Удостоившихся чести завершить годичное чтение Торы и начать новый цикл называют соответственно Хатан-Тора и Хатан-Брейшит, и в честь этих событий произносят соответствующие молитвы. Возвращение свитков Торы в ковчег сопровождалось праздничными песнопениями. В этот день последний раз в этом году читалась поминальная молитва Изкор. А вечер был наполнен молитвами и проведением Акафота.