Щемяще-ностальгическим, светлым и добрым спектаклем «Лёвушка» завершил свой 28-й сезон Национальный молодежный театр РБ им. Мустая Карима. Художественный руководитель театра, режиссер-постановщик Мусалим Кульбаев взял за основу одноименную повесть Анатолия Крыма, в которой рассказывается о детстве киевского мальчика Лёвушки.
То, что режиссер стал и автором инсценировки, обусловило особую, игровую форму существования героев. Ведомые легендарным мороженщиком Дядей Мишей (народный артист РБ Марат Курбангалеев), актеры готовы «выбираться» из своих образов, чтобы на миг становиться сторонними наблюдателями и рассказчиками.
На сцене - все приметы послевоенного времени: тесный, но такой милый подольский дворик с нагромождением построек (художник-постановщик — Юлия Гилязова) и абсолютно разными по образу жизни, и темпераменту, но столь родственными соседями, радующимися каждому дню спустя десять лет по окончании войны.
Кажущийся глобальным конфликт между двумя бабушками пятилетнего главного героя: бабушкой Розой (засл. артистка РФ Людмила Воротникова) и бабушкой Дашей (нар. артистка РБ Ольга Мусина) оказывается нивелированным общей любовью к внуку. Тот, пользуясь их тотальным обожанием, затевает гешефт: бабушки за каждый тайный поход в синагогу или церковь, конкурируя за привязанность Лёвушки, дарят ему некую сумму, которую юный бизнесмен вкладывает в спичечные коробки, копя на настоящий мотоцикл. Но, постепенно, походы в эти святые места оказываются для ребенка важнее материальных выгод. Для него, сына типичных советских папы (лауреат Государственной молодежной премии РБ им. Ш. Бабича Андрей Ганичев) и мамы (Светлана Бронникова), не интересующихся ничем, кроме кино, открывается некий духовный портал. Пусть наивно, но он пытается сопоставить религиозные традиции, уловив в них общие и различные детали. Кроме того, Лёвушка персонифицирует священнослужителей, придумывая, что они и есть – его дедушки, бесследно пропавшие на войне (в роли Ребе – нар. артист РБ Линар Ахметвалиев, роль Батюшки исполняет засл. артист РБ Марат Сайфуллин).
Раскованная, дружеская атмосфера спектакля чем-то напоминает «Песни нашего двора», когда из жизненных событий возникает знакомая мелодия или танец, исполняемые азартно, органично, с характерной для каждого героя интонацией. Такой семейный дух и тональность невозможно сыграть, они получаются только в случае сплоченной команды, чем и является коллектив русской труппы театра, практически, полностью задействованный в спектакле.
Чего стоят исполненные с пылом-жаром бессмертные хиты 50-х (музыкальный руководитель – Ришат Сагитов)?! Среди них - сопровождаемая «заграничными танцами» песня «В кейптаунском порту» (она же – «Ба мир бисту шейн») или трогательно исполненная «ганефом» («бандитом») Витькой (Евгений Лопатин) «Купите папиросн». А также сделанный с профессионализмом Ансамбля песни и пляски матросский танец «Яблочко», вызывающий шквал аплодисментов (хореограф — Александр Родионов). Сцена же, когда все жители двора собираются, чтобы отметить День Победы и вспомнить тех, кто не пришел с войны, не способна растрогать только самого черствого прагматика.
Лёвушку в дубль играют два актера: Дмитрий Гусев и Ильяс Хасаншин. И, если для Дмитрия этот образ, требующий не только массы физических и душевных затрат, но и смены состояния в силу изменения возраста героя – очередная большая работа, то для Ильяса - первая главная роль. Актеры играют по-разному: в силу психофизики, опыта и учета режиссером их особенностей. Поэтому есть смысл посмотреть в следующем сезоне, который откроется этой премьерой, оба состава.
В процессе подготовки спектакля режиссер Мусалим Кульбаев говорил о том, что в его задачи не входит подробный показ религиозных традиций, однако, он хочет с максимальным пиететом отнестись к сценам в синагоге и церкви. Это потребовало от постановочной команды создать максимально аутентичный мир на основе с внимательного изучения материала, но с неизбежными для театра элементами тонкой стилизации. К процессу создания спектакля был привлечен консультант по этническим и религиозным вопросам Элла Молочковецкая.
- Нас заинтересовала эта история, которую вполне можно назвать притчей, - говорит Мусалим Георгиевич, - Главным образом тем, что автор в ней размышляет о самых важных вещах на свете без пафоса, без надрыва, без ложной дидактики, а, наоборот, с изумительным, лёгким и добрым юмором. О том, что никто никого не лучше, что все мы - дети одной матери, которую звали Ева, и потому все мы - братья и сёстры, и делить нам нечего... Это история для любого возраста и на все времена.
Авторы спектакля показывают взросление главного героя в хорошем юмористическом ключе, с типичными деталями советского времени. К сожалению, помимо удач, в жизнь Лёвушки приходят и потери. Очень важным для него становится разговор со старым раввином, который предлагает молодому человеку найти свой путь в жизни.
Бабушки Роза и Даша – это собирательный, какой-то вселенский образ, который видится близким и родным всем сидящим в зале. Прекрасно выглядящим актрисам Людмиле Воротниковой и Ольге Мусиной усилиями художников были приданы дополнительный возраст и характерный облик, но это не умалило, а, напротив, подчеркнуло их жизненную энергию, напор, ласку по отношению к внуку. Кого из нас не запаивали до бесчувствия сладким компотом или не закармливали вареньем; не целовали в маковку, произнося при этом нежные слова, - неважно, на русском, идиш или украинском. Главный посыл был один: «Я всегда с тобой!». Это ощущение защищенности остается с человеком на всю жизнь, какие бы испытания ему не предстояли.
Элла Молочковецкая, фотографии сделаны порталом "Культурный мир Башкортостан".