23 Хешвана 578317 ноября 2022
Уфа, ул. Блюхера, 1/1
 
Шват – зимний месяц: в Израиле еще льют дожди, но уже не так силен и
порывист ветер. Приближается весна. Деревья пробуждаются от долгого
зимнего сна, начинают распускаться первые листья и цветы. Пятнадцатого
числа месяца шват, когда в Стране Израиля цветет миндаль, первым из всех
плодовых деревьев, мы отмечаем Новый год деревьев – Ту би-Шват. Он
имеет большое значение для земледельцев. Во времена Храма каждый
должен был отделить десятую часть своего урожая – маасер.
Шват — одиннадцатый месяц года, если считать с Нисана, и пятый, если
считать с месяца Тишрей, от Рош аШана (еврейского новолетия). Тора и
ТаНаХ называют его «одиннадцатым месяцем».
Новомесячье Швата продолжается только один день, поскольку
предшествующий ему месяц Тевет всегда неполный. Соответственно, месяц
Шват всегда полный и продолжается тридцать дней.
Швату соответствует созвездие Водолея (на иврите Дли — «ведро»). В Торе
сказано (Бамидбар, 24): «Переполнятся его [Израиля] ведра водой…»
Поскольку к месяцу Шват обычно выпадает большая часть дождей, то
водоемы в это время полны водой; поэтому воду не приходится зачерпывать
в глубине колодцев — ведра и так поднимаются переполненными…
Первого Швата Моше (пророк Моисей), находясь в степях Моава, на
восточном берегу реки Иордан, начал читать Израилю Книгу Дварим
(«Второзаконие»), полную горьких, но справедливых упреков — ведь евреи
многократно ослушались Вс-вышнего за почти сорок лет, проведенных в
В этой книге вновь излагаются многие из заповедей, которые Моше получил
за все эти годы, — на горе Синай и в Мишкане (переносном Храме в
пустыне) — а также новые заповеди, о которых еврейский народ еще не знал.
Он передал сынам Израиля благословения и проклятия, которые они должны
будут произнести, войдя в Эрец Исраэль, рассказал им о том, каким образом
нужно будет завоевывать Святую землю, а также благословил их в
предвидении своей скорой смерти.
Моше говорил с народом в течение тридцати семи дней и закончил передачу
Израилю Книги Дварим седьмого Адара. Первого Швата он начал говорить с
Израилем, произнеся слова Торы «Полно вам жить у этой горы» (Дварим, 1),
и седьмого Адара закончил словами «Счастлив ты, Израиль! Кто подобен
тебе, народ спасаемый Г-сподом…» (Дварим, 33)
Поэтому мудрецы сравнивают день первого Швата с днем Дарования Торы.
Хотя, как известно, Тора и заповеди были даны Вс-вышним еврейскому
народу шестого Сивана, первого Швата в сердцах сынов Израиля как бы
открываются новые источники Торы, и в течение тридцати семи дней —
вплоть до седьмого Адара — они удостаиваются новых откровений.
В школе «Ор Авнер» (ОЦ «Бейт Швидлер») шестиклассники под
руководством И.Е.Родионовой представили Рош-ходеш (начало) еврейского
месяца Шват.
Десятое число месяца Шват (или "Йуд-Шват" на иврите) -
наизначительнейшая дата в хасидском календаре. Это йорцайт шестого
Любавического Ребе и это день, когда седьмой Ребе принял на себя
руководство Любвавическим движением.
Шестой Любавический Ребе Йойсеф Ицхок Шнеерсон (Ребе Раяц),
единственный сын Любавического Ребе Шолом Бера Шнеерсона (Ребе
Рашаб), родился 12 Тамуза 5640 (1880) г. Он возглавил Любавическое
движение в возрасте 39 лет после кончины отца 2 Нисана 5680 г. (21 марта
1920 г.). Ребе Йойсефа Йицхока Шнеерсона называют Фриердикер Ребе
(Предыдущий Ребе). Годы деятельности Ребе Раяца в России можно отнести
к самым тяжелым периодам в истории еврейства. Коммунисты усматривали в
религии угрозу своему контролю над народом, поэтому они стремились
истребить всех, кто распространял религиозные идеи или жил по своей вере.
15 Сивана 5687 года Ребе арестовывают и приговаривают к смертной казни,
которую потом заменяют ссылкой в Кострому. 12 Тамуза того же года Ребе
Раяца освобождают. Прибыв в США 9 адара-2 1940 года, Ребе, прикованный
к инвалидной коляске, развернул деятельность по распространению Торы
среди американского еврейства. 10 швата 5710 в 8:45 (в Шаббат главы Бо)
Ребе Йойсеф Ицхок Шнеерсон вернул свою святую душу Создателю.
Через год после кончины Ребе Йойсефа Ицхока Шнеерсона, 10 Швата 5711 г.
(1951) Седьмой Любавический Ребе Менахем Мендл Шнеерсон формально
принял несиют, пост главы, произнеся знаменитый маамар (рассуждение) о
миссии Седьмого Поколения. На следующий день 11 Швата он официально
принял лидерство, возглавив Любавическое движение и весь еврейский
народ.